Традиции боевых искусств Японии
Традиции боевых искусств Японии
Автор: Mirage
Пожалуй,
не найти другого такого предмета, кроме самурайского меча (катана),
который в большей степени символизировал бы традиционные боевые
искусства Японии.
В самурайских семьях меч являлся фамильным наследством, передаваемым из поколения в поколение.
В течение многих столетий меч был одним из основных видов оружия самураев - профессиональных солдат в средневековой Японии.
Даже еще в сравнительно недавнем прошлом во время Первой и Второй Мировых войн подобные мечи носились офицерами японской армии,флота и полиции.
В умах большинства людей самурайский меч, прежде всего, ассоциируется с кендо и кендзюцу - японским искусством фехтования. Зародившись примерно в X веке, оно многие столетия было неотъемлемой частью военной подготовки самураев. Однако сегодня, когда искусство владения мечом потеряло свое прикладное значение, кендо видоизменилось и превратилось в чисто спортивную и медитационную дисциплину. Это касается не только правил проведения поединка и технического арсенала приемов, но и самого оружия.
В наши дни в кендо используется меч из связанных в пучок полос бамбука - синай.
В самурайских семьях меч являлся фамильным наследством, передаваемым из поколения в поколение.
В течение многих столетий меч был одним из основных видов оружия самураев - профессиональных солдат в средневековой Японии.
Даже еще в сравнительно недавнем прошлом во время Первой и Второй Мировых войн подобные мечи носились офицерами японской армии,флота и полиции.
В умах большинства людей самурайский меч, прежде всего, ассоциируется с кендо и кендзюцу - японским искусством фехтования. Зародившись примерно в X веке, оно многие столетия было неотъемлемой частью военной подготовки самураев. Однако сегодня, когда искусство владения мечом потеряло свое прикладное значение, кендо видоизменилось и превратилось в чисто спортивную и медитационную дисциплину. Это касается не только правил проведения поединка и технического арсенала приемов, но и самого оружия.
В наши дни в кендо используется меч из связанных в пучок полос бамбука - синай.

О другом виде боевого искусства, связанного с мечом - иайдо - знает гораздо меньший круг людей.
Иайдо - искусство мгновенного обнажения меча с последующим ударом. По сравнению с кендо иайдо сравнительно "молодое" искусство. Согласно легенде, оно родилось в Японии в XVII веке.
С течением времени искусство мгновенного обнажения меча распространилось по всей Японии. Насчитывалось более четырехсот школ иайдо. Безусловно, каждая из них привносила что то свое в технику работы, но в своей сути они были едины: молниеносное обнажение меча из любого, даже самого неудобного положения и один, максимум два последующих удара.
Иайдо - искусство мгновенного обнажения меча с последующим ударом. По сравнению с кендо иайдо сравнительно "молодое" искусство. Согласно легенде, оно родилось в Японии в XVII веке.
С течением времени искусство мгновенного обнажения меча распространилось по всей Японии. Насчитывалось более четырехсот школ иайдо. Безусловно, каждая из них привносила что то свое в технику работы, но в своей сути они были едины: молниеносное обнажение меча из любого, даже самого неудобного положения и один, максимум два последующих удара.

О японских мечах сложено немало легенд, зачастую не оправданных. Наверное, немало людей на вопрос о том, как называется японский меч, ответят - катана. Отчасти это правильно, но только отчасти.
Классификация японских мечей дело непростое. Во-первых, единой классификации не существует. Мечи, собранные в одну группу по какому-нибудь одному признаку, попадут в разные группы при классификации по другому признаку. Во-вторых, даже кузнецы принадлежавшие к одной Школе, не только не изготавливали двух одинаковых клинков, но зачастую допускали отклонения от генеральной линии Школы.
Наиболее проста классификация по длине. Самый длинный меч назывался Дайто, с длинной лезвия два метра!
Разумеется, этот меч предназначался для использования не одним человеком. Им управляли целых три (!) воина и использовался он в основном для борьбы с конным противником.
Следующим по длине был Тати. Из-за своей отделки его нередко называют саблей, но это не так. Тати - это все-таки меч. К его характерным особенностям может быть отнесена довольно значительная кривизна лезвия и внешняя отделка, в которой явственно прослеживаются китайские мотивы. Тати носились либо воткнутыми за пояс, либо подвешенными на поясе на специальной подвеске. Этот вид называется шира-тати.
Равным по длине тати был другой меч - катана. Хотя некоторые из этих мечей также имеют приличную кривизну лезвия, в общем целом она меньше, чем у тати.
И, естественно, кардинально отличается их внешняя отделка. Она гораздо проще и строже чем у тати, что является характерной чертой чисто японского искусства.
Катана носилась только воткнутой за пояс.
Средний по длине меч называется вакидзаси. Внешне вакидзаси чаще всего очень походил на катану и отличался от нее только размерами, однако некоторые экземпляры среднего меча могли иметь несколько иную (почти прямую) форму клинка.
Язык не поворачивается назвать процесс изготовления японского меча технологией.
Это самое настоящее Искусство. Искусство с большой буквы. Недаром кузнецы, ковавшие их, особо почитались в средневековой Японии. В процессе изготовления меча были заняты несколько мастеров имевших строго определенную специализацию.
ИАЙДО и БУДО - "путь ума", а не "путь тела". Обучающийся иайдо, использует этот "путь" - то есть, сам встает на "путь" и проводит его через всю свою жизнь.
В отличие от многих других единоборств, техника иайдо сохранилась до наших дней почти без изменений. Во многом этому способствовал тот факт, что с тех пор, как в XIX веке искусство владения мечем потеряло свое прикладное значение, основным приоритетом в иайдо стало максимально точное выполнение всех канонов, требований и ритуалов начиная от траектории движения клинка и заканчивая количеством и формой складок на одежде.
В XX веке искусство иайдо покинуло территорию Японии и стало неторопливо, но неуклонно завоевывать другие страны. В чем же секрет того, что искусство владения мечом продолжает жить в век космических полетов, ядерного оружия и персональных компьютеров? Ответ прост. Помимо физической активности, дающей определенную нагрузку практически на все группы мышц, практика иайдо развивает способность мгновенно концентрироваться и мгновенно достигать глубочайшей степени психической концентрации. Именно поэтому в Японии иайдо практикуют как люди, никак больше не связанные с боевыми искусствами, так и те, кто профессионально занимается каратэ, айкидо или чем-нибудь еще. И это вполне естественно, ведь способность мгновенно достигать глубочайшей степени психической концентрации и удерживать ее значительное время, может найти применение в любой отрасли деятельности.
Классификация японских мечей дело непростое. Во-первых, единой классификации не существует. Мечи, собранные в одну группу по какому-нибудь одному признаку, попадут в разные группы при классификации по другому признаку. Во-вторых, даже кузнецы принадлежавшие к одной Школе, не только не изготавливали двух одинаковых клинков, но зачастую допускали отклонения от генеральной линии Школы.
Наиболее проста классификация по длине. Самый длинный меч назывался Дайто, с длинной лезвия два метра!
Разумеется, этот меч предназначался для использования не одним человеком. Им управляли целых три (!) воина и использовался он в основном для борьбы с конным противником.
Следующим по длине был Тати. Из-за своей отделки его нередко называют саблей, но это не так. Тати - это все-таки меч. К его характерным особенностям может быть отнесена довольно значительная кривизна лезвия и внешняя отделка, в которой явственно прослеживаются китайские мотивы. Тати носились либо воткнутыми за пояс, либо подвешенными на поясе на специальной подвеске. Этот вид называется шира-тати.
Равным по длине тати был другой меч - катана. Хотя некоторые из этих мечей также имеют приличную кривизну лезвия, в общем целом она меньше, чем у тати.
И, естественно, кардинально отличается их внешняя отделка. Она гораздо проще и строже чем у тати, что является характерной чертой чисто японского искусства.
Катана носилась только воткнутой за пояс.
Средний по длине меч называется вакидзаси. Внешне вакидзаси чаще всего очень походил на катану и отличался от нее только размерами, однако некоторые экземпляры среднего меча могли иметь несколько иную (почти прямую) форму клинка.
Язык не поворачивается назвать процесс изготовления японского меча технологией.
Это самое настоящее Искусство. Искусство с большой буквы. Недаром кузнецы, ковавшие их, особо почитались в средневековой Японии. В процессе изготовления меча были заняты несколько мастеров имевших строго определенную специализацию.
ИАЙДО и БУДО - "путь ума", а не "путь тела". Обучающийся иайдо, использует этот "путь" - то есть, сам встает на "путь" и проводит его через всю свою жизнь.
В отличие от многих других единоборств, техника иайдо сохранилась до наших дней почти без изменений. Во многом этому способствовал тот факт, что с тех пор, как в XIX веке искусство владения мечем потеряло свое прикладное значение, основным приоритетом в иайдо стало максимально точное выполнение всех канонов, требований и ритуалов начиная от траектории движения клинка и заканчивая количеством и формой складок на одежде.
В XX веке искусство иайдо покинуло территорию Японии и стало неторопливо, но неуклонно завоевывать другие страны. В чем же секрет того, что искусство владения мечом продолжает жить в век космических полетов, ядерного оружия и персональных компьютеров? Ответ прост. Помимо физической активности, дающей определенную нагрузку практически на все группы мышц, практика иайдо развивает способность мгновенно концентрироваться и мгновенно достигать глубочайшей степени психической концентрации. Именно поэтому в Японии иайдо практикуют как люди, никак больше не связанные с боевыми искусствами, так и те, кто профессионально занимается каратэ, айкидо или чем-нибудь еще. И это вполне естественно, ведь способность мгновенно достигать глубочайшей степени психической концентрации и удерживать ее значительное время, может найти применение в любой отрасли деятельности.

Для
человека, находящегося в подобном состоянии время начинает идти
по-другому. Ему кажется, что вокруг него оно замедлило свое течение,
тогда как собственное внутреннее время течет с нормальной скоростью.
Человек продолжает думать и действовать в реальном, как ему кажется,
формате времени, хотя на самом деле делает он это все в несколько раз
быстрее.
(Материал взят из книги Дэвида Джонса
"Традиционные боевые искусства Японии")
Иаидо, искусство обнажения и использования традиционного японского меча (катана), практикуемое сегодня, по-существу является результатом работы фехтовальщиков Японии в 20 веке.
Термин Иаидо впервые был использован в 1932 году и популяризован Накаяма Хакудо (1869—1958).
Сегодня, название иаидо охватывает сотни стилей фехтования. Оно, возможно, является наиболее философски ориентированным БУДО в Японии.
Для понимания сущности этого искусства полезен анализ идеограмм составляющих слово «иаидо».
Знак, обозначающий «И», относится к многочисленным положениям тела, которые могут быть приняты человеком в состоянии высокой внутренней концентрации и представляет собой, таким образом, положения человеческого тела и ума, соединенных в целеустремленном действии.
Полный контроль ума и тела, в зависимости от обстоятельств, времени и места как это предполагает идеограмма «И», далее соединяется с «АИ» — идеограммой, которая означает способность человека быстро подстроиться к любому изменению обстоятельств, которые могут произойти в жизни. Это — та гибкость ума, которая позволяет согласовывать себя физически и ментально с другим человеком, вещью или событием, независимо от того, насколько противоположны, они могут быть к своим собственным мыслям и действиям.
«ДО» означает «мичи» и переводится как «путь», которому нужно следовать в жизни. Идти по «пути», означает самосовершенствоваться, делать то, что в конечном счете ведёт к самореализации. «Путь» может быть, постигнут только через длительный процесс обучения, через постоянные усилия.
Классическое «Будзюцу» интересуется тремя соображениями: боем, дисциплиной и моралью, в то время как классическое «БУДО» ориентированно на мораль, дисциплину и эстетическую форму. Классическое БУДО, поэтому не является инструментом для приобретения навыков боя. А современное «иаидо» твердо придерживается классических правил БУДО.
Подобно любой другой классической форме БУДО, ИАИДО — бесконечное преследование, недосягаемая цель. Обучающийся учиться каждый день своей жизни и должен обучаться пока живет.
Изучающий иаидо не должен рассматривать меч как простое физическое продолжение своей руки. Такая механическая интерпретация наивна и ограничена беспокойством только о технике, да и говорит о низком уровне личного развития. Простое внешнее действие обнажения меча в «иаидо», само по себе, независимо от того, с каким техническим совершенством оно выполняется, не является истинным «иаидо».
В классическом БУДО использование меча — продолжение действий ума и меч, таким образом, становится инструментом, который продвигает фехтовальщика к более высокому развитию своего характера.
Иаидо, кроме того, отражает персональный настрой. Все эти выгодные качества иаидо, есть результат процесса духовного роста, который приводит ум и тело в гармоничное единство.
Классические БУДО подтверждают существование борьбы и, в то же самое время, отвергают это. Противоречие исчезает, когда приходит понимание, что, нет никакого внешнего врага. Только внутренний враг, своё эго, должно быть «вызвано на поединок» и «убито».
Практически, БУДО становится образовательным инструментом, связанным с этикой и, в некотором смысле, с религией. Работая над собой тщательно, в глубине себя, человек изменяется. Он прибывает в мирном настроении, от которого веет спокойствием и силой знания. В конце концов может быть достигнуто просветление («сатори»), которое является окончательной целью обучения в иаидо.
(Материал взят из книги Дэвида Джонса
"Традиционные боевые искусства Японии")
Иаидо, искусство обнажения и использования традиционного японского меча (катана), практикуемое сегодня, по-существу является результатом работы фехтовальщиков Японии в 20 веке.
Термин Иаидо впервые был использован в 1932 году и популяризован Накаяма Хакудо (1869—1958).
Сегодня, название иаидо охватывает сотни стилей фехтования. Оно, возможно, является наиболее философски ориентированным БУДО в Японии.
Для понимания сущности этого искусства полезен анализ идеограмм составляющих слово «иаидо».
Знак, обозначающий «И», относится к многочисленным положениям тела, которые могут быть приняты человеком в состоянии высокой внутренней концентрации и представляет собой, таким образом, положения человеческого тела и ума, соединенных в целеустремленном действии.
Полный контроль ума и тела, в зависимости от обстоятельств, времени и места как это предполагает идеограмма «И», далее соединяется с «АИ» — идеограммой, которая означает способность человека быстро подстроиться к любому изменению обстоятельств, которые могут произойти в жизни. Это — та гибкость ума, которая позволяет согласовывать себя физически и ментально с другим человеком, вещью или событием, независимо от того, насколько противоположны, они могут быть к своим собственным мыслям и действиям.
«ДО» означает «мичи» и переводится как «путь», которому нужно следовать в жизни. Идти по «пути», означает самосовершенствоваться, делать то, что в конечном счете ведёт к самореализации. «Путь» может быть, постигнут только через длительный процесс обучения, через постоянные усилия.
Классическое «Будзюцу» интересуется тремя соображениями: боем, дисциплиной и моралью, в то время как классическое «БУДО» ориентированно на мораль, дисциплину и эстетическую форму. Классическое БУДО, поэтому не является инструментом для приобретения навыков боя. А современное «иаидо» твердо придерживается классических правил БУДО.
Подобно любой другой классической форме БУДО, ИАИДО — бесконечное преследование, недосягаемая цель. Обучающийся учиться каждый день своей жизни и должен обучаться пока живет.
Изучающий иаидо не должен рассматривать меч как простое физическое продолжение своей руки. Такая механическая интерпретация наивна и ограничена беспокойством только о технике, да и говорит о низком уровне личного развития. Простое внешнее действие обнажения меча в «иаидо», само по себе, независимо от того, с каким техническим совершенством оно выполняется, не является истинным «иаидо».
В классическом БУДО использование меча — продолжение действий ума и меч, таким образом, становится инструментом, который продвигает фехтовальщика к более высокому развитию своего характера.
Иаидо, кроме того, отражает персональный настрой. Все эти выгодные качества иаидо, есть результат процесса духовного роста, который приводит ум и тело в гармоничное единство.
Классические БУДО подтверждают существование борьбы и, в то же самое время, отвергают это. Противоречие исчезает, когда приходит понимание, что, нет никакого внешнего врага. Только внутренний враг, своё эго, должно быть «вызвано на поединок» и «убито».
Практически, БУДО становится образовательным инструментом, связанным с этикой и, в некотором смысле, с религией. Работая над собой тщательно, в глубине себя, человек изменяется. Он прибывает в мирном настроении, от которого веет спокойствием и силой знания. В конце концов может быть достигнуто просветление («сатори»), которое является окончательной целью обучения в иаидо.