Круговорот

Материал из Librarium Elementum
Перейти к: навигация, поиск

Круговорот - цикл движения Эфира в известной Вселенной, обеспечивающий динамичность существования мира и являющийся непосредственным воплощением Струны Воздуха и магико-религиозным базисом существования элементума Аэрос.

Маршалам-архивариусам в 1138 г. У.Э. удалось сформулировать основную парадигму так называемой Вторичной Горизонтальной Парадигмы: если Стальной Порядок является набором законов, определяющих детерминированную составляющую порядка взаимодействия всего сущего в известной вселенной, то Круговорот является динамической составляющей Вселенной, не дающей ей зафиксироваться в статическом состоянии и стагнировать. Согласно выводу, сделанному Маршалами-архивариусами, Круговорот является источником таких фундаментальных сущностей во Вселенной, как движение, свобода воли, неопределенность вероятностей и неконтролируемая составляющая вселенского Хаоса. Как порой любят повторять сами аэроситы, иронизируя над своими "железнолобыми" оппонентами, "без нашего Круговорота не было бы вашего Порядка, как нет вашей предопределенности без нашей свободы". Другую иносказательную характеристику Круговорота приписывают самому Марьяну Хвачу, который, по утверждениям оппонентов, часто произносил её в процессе сотворения ключевых основ элементума Аэрос, пребывая в состоянии легкого опьянения: "Хаос образов есть истинный порядок вещей".

Основные постулаты

Аэроситское учение о Круговороте характеризуется весьма сложной формализуемостью, ибо, в отличие от, скажем, Стального Порядка, в основной сути своей содержит отказ от классического подхода к упорядочиванию информации. Обучение сути Круговорота аэроситские монахи всегда проводят по-разному, предпочитая выверенным молитвам и догмам постоянно меняющиеся притчи и почти никогда не повторяя одни и те же формулировки для объяснения конкретных вопросов мироздания. Но все же некоторые отдельные основы из массы накопленного магико-религиозного опыта аэроситов можно выделить. Так, среди основ Круговорота, указуемых монахами, значится:

1. Не пытайся выводить закономерности вселенского существования. Выстраивая законы и классификации сущностей вселенной, ты постигаешь суть лишь того мира, что существует в твоем сознании, но не того, что тебя окружает, ибо вселенная, в которой ты живешь, всегда способна преподнести исключение из любого правила и сменить правила на ходу. Когда ты забиваешь сосуд своего сознания теоретизированиями о законах вселенной, в нем не остается места для понимания мира. Очисть свой разум, и понимание сути придет само.

2. Не пытайся выстраивать жестко определенные планы. Если ты бросаешь яблоко сто раз, и яблоко сто раз падает на землю, ничто тебе не гарантирует, что в сто первый раз оно не упадет вверх. Если бы во вселенной все было понятно и определяемо, она бы замкнулась в себе и взорвалась, как взрывается порох в замкнутой оболочке. Твоя судьба определяется твоими действиями, а не абстрактными законами предопределенности. И мир подобен человеку: если бы вселенная ждала милости от судьбы, она бы не пребывала в вечном движении. В этом суть Круговорота.

3. Не пытайся продумывать свою способность или неспособность совершить действие. Если тебе нужно - делай. Если бы сороконожка каждый раз думала, в каком порядке ей передвигать все её сорок ног, она бы запуталась и не смогла ходить.

Суть образа жизни аэросита, верующего в Круговорот - спонтанность. Стремясь достичь своих идеалов, аэроситы всякий раз стараются концентрироваться на текущем моменте и не забивать голову пространными теоретизированиями о будущем и о месте своих текущих действий в огромной картине долгосрочных планов. Почти любые планы, выстраиваемые аэроситами, носят сугубо прагматичный и не очень долгосрочный характер, регулярно меняясь на ходу в зависимости от вновь возникающих обстоятельств. И представители других Элементумов обычно удивляются, как при таком странном подходе долгосрочные тенденции развития многих Искр тем не менее остаются весьма позитивными.

Юлианские изменения

После Второго Вторжения последователи Круговорота пережили глубочайший когнитивный диссонанс. На их глазах сама реальность демонстрировала им, что слишком сильный отказ от понимания закономерностей окружающего может привести к тому, что враждебные демонические силы могут этим воспользоваться и заставить неподготовленное сознание воспринять навязываемую картину мира. Выражаясь языком первых проповедников Круговорота, демоны дожидались, пока сосуд разума аэросита станет пустым, и заполняли образовавшуюся пустоту своей картиной мира.

В итоге благодаря тесному взаимодействию Юлия Борзы и высших представителей аэроситского духовенства удалось выработать комплексные изменения в подходе к восприятию Круговорота. Так, монахами был сделан окончательный вывод, что для сохранения подлинной чистоты разума, способной к восприятию Истинной Спонтанности и сути Круговорота, необходимо не только избавление от навязываемых паттернов восприятия мира, но и избавление от целого ряда привязанностей, которые провоцируют человека на формирование ложных закономерностей мироздания, которыми могут воспользоваться демоны. Так возникло постреформистское движение Нового Круговорота, сохранившее большую часть исконной сути учения Хвача, но при этом гораздо более серьезно заточенное под освобождение от привязанностей, личных страстей и слабостей.