Рецензия №6
Рецензия № 6
Автор: Роджер Эберт
"Эквилибриум" был бы фильмом без всякого смысла, если бы таковой не был в него заложен. Он не предлагает глубоких мыслей, но в отличие от многочисленных футуристических коллажей научной фантастики он дает утверждение: свобода мнения есть угроза тоталитарным системам. Диктатуры, как правые, так и левые, боятся мысли, что их граждане могут много думать и веселиться.
С этим фильм оперирует максимально эффективно, закладывая эту мысль в сюжет и подавляя ее зрелищностью. Многие в свободном обществе, а скорее даже все, с трудом разглядят сокрытое в нем послание. И в то же время существуют народы и религии, которые воспримут этот фильм опасным. Вы сами знаете, на какой вы стороне.
Действие происходит в XXI веке – уже в наше время! – после третьей мировой войны. Утверждается, что причиной войны были очень глубокие и сильные чувства человечества. Из-за них люди распереживались и начали бомбить друг друга. Чтобы обеспечить мир на планете и выживание человеческой расы, каждому были назначены индивидуальные дозы Прозиума – лекарства, подавляющего эмоции и отключающего нашу чувственную натуру (Справочно: Рабочее название фильма было "Либриум"). В фильме сотрудники спецслужбы, именуемые клериками, могут убивать подозреваемых в Эмоциональном Преступлении. Ирония в том, что этим путем они идут к той же самой войне, которую стремятся искоренить.
В "Эквилибриуме" роль клерика Джона Престона играет Кристиан Бейл, его напарника Патриджа – Шон Бин, оба они – клерики высшего класса. Лучше Бейла никто не может смотреть так бесстрастно в лицо несомненной провокации, и в фильме он доказывает это после тоого, как его жену сожгли за Эмоциональное Преступление. "Что вы чувствовали?" – спрашивают у него. "Я ничего не чувствовал", отвечает он, и мы ему верим, хотя, возможно, это доказывает, что в таком случае его жена просто обязана была быть чувствительным преступником.
Престон – оперативник высшего уровня, но он что-то скрывает. Мы видим в его кармане книгу, которая оказывается сборником стихов У.Б. Йетса, известного чувствительного преступника. Он говорит, что сохранил ее для того, чтобы лучше понять врага (исторически, по той же причине цензорам необходимо было изучать порнографию). В силу своих служебных обязанностей он общается с Мери О’Брайен (Эмили Уотсон), и чувствует – но неважно, что именно он чувствует, поскольку чувства вообще запрещены. Зная это, но помня Мери, он намеренно прекращает принимать Прозиум: будучи клериком, он любит, но ох и ах...
Если сюжет "Эквилибриума" состоит из "1984", "Дивного нового мира" и прочих антиутопических романов, то боевые сцены с боевыми искусствами позаимствованы из последних достижений в области спецэффектов. Патронов в фильме было использовано больше, чем в каком-либо другом, сравнить можно разве что, пожалуй, с "Перевозчиком". От Ника Нунзиата, который с CHUD.com, я узнал, что форма боев, использованных в фильме, называется "Ката Стрелка" – боевое искусство, основанное полностью на применении оружия. Я поверил ему, потому что думал, что это он сам мог изобрести этот термин. Там бойцы в воздухе описывают обычные дуги и выполняют невозможные акробатические приемы, в большей степени используя при этом оружие вместо кулаков и ног. Все это кажется надуманным надувательством, поскольку требует огромного количества лишних движений (намного легче просто застрелить кого-нибудь без подобных отступлений), но раз уж результат настолько красив и несомненен, видно, это стоило того.
В фильме есть начальная сцена, где Престон и Патридж идут к комнате, в которой засели преступники, и Престон приказывает вырубить свет. После чего он ступает в темноту. Насколько я понял, он находится в центре комнаты, в окружении вооруженных преступников. Начинается жестокая пальба, судорожно освещаемая вспышками выстрелов, и в конце концов убиты все, кроме Престона. В этой сцене нет ни единого намека на правдоподобность, что подтверждает мои подозрения, что герои боевиков защищены от пуль чарами неведомых колдунов.
В фильме много похожих боевых сцен, которые, по сути, чистой воды смесь кинетической энергии из света, шума и частого монтажа. Похоже, что создатели фильма – кучка жертв Синдрома Отсутствия Внимания, которым в эти дни идут неплохие кассовые сборы. Независимый обозреватель, вроде меня, относительно подобных сцен встанет на путь Эмоционального Преступления, хотя, все же, восторгаясь уровнем их технического исполнения.
В фильме Курта Виммера мне понравились незаметные вкрапления философии в промежутках между боевыми сценами. Если я правильно понял, режиссер утверждает, что ощущать страсть, желания, любить людей и желать их, познавать сладострастное удовольствие посредством музыки и искусства – это хорошо. Чуть ранее клерик Престон сжигает "Мону Лизу", картину, знакомую любому кинолюбителю, будьте уверены. Но в то же время он испытывает радость и любовь, потому что он герой, и то, что он делает – должно быть хорошо, даже если назначенный напарник клерик Брандт (Тэй Диггс) подозревает его и хочет вывести на чистую воду.
В "Эквилибриуме" члены Подполья пытаются сохранить наследия искусства и музыки (в фильме есть трогательная сцена, когда Престон слушает джаз), что напоминает нам "451 по Фаренгейту" Брэдбери и Трюффо, в котором библиофилы запоминали на память запрещенные книги. Давайте посмотрим на "Эквилибриум" благосклонно и примем то, что у нас не может быть системы тотального контроля чувств, хотя, конечно, это и возможно. Вот поэтому полезно иметь подобный фильм, в котором чувствительные преступники – хорошие люди.
06/XII – 2002
Язвительные комментарии Тетраграмматона:
Мистер Эберт определённо сам страдает лёгкой формой упомянутого им Синдрома Отсутствия Внимания. В этом несложно убедиться:
1. Цитата: Престон – оперативник высшего уровня, но он что-то скрывает. Мы видим в его кармане книгу, которая оказывается сборником стихов У.Б. Йетса, известного чувствительного преступника.
Во-первых - Йетс был в кармане у Патриджа, а не у Престона. У Престона в кармане была "Матушка Гусыня". Во-вторых - остаётся вопросом, считали ли в Либрии преступниками давно умерших литераторов. Если это юмор - простите, не очень понятно. Возможно, слишком высоко содержание прозиума в нашей крови.
2. Цитата: в фильме есть трогательная сцена, когда Престон слушает джаз...
Если Девятая Симфония Бетховена - это джаз, то я китайский император (Father). И даже больше: во всех сценариях "Эквилибриума" и во всех его транскриптах указан Людвиг Ван Бетховен. Так что говорить об особой, "американской" локализации фильма не имеет смысла.
3. Цитата: Давайте посмотрим на "Эквилибриум" благосклонно и примем то, что у нас не может быть системы тотального контроля чувств, хотя, конечно, это и возможно.
4. Цитата: Многие в свободном обществе, а скорее даже все, с трудом разглядят сокрытое в нем послание.
Похоже, автор сам не до конца разглядел сокрытое в фильме послание. Возможно, это дело вкуса, но Курт Виммер открыто говорил в своих комментариях, что в фильме не раз были намёки на то, что сегодняшнее общество, выдающее напоказ своё стремление быть "свободным", в действительности не так уж и является таковым.
Вывод: объективно крайне слабая рецензия совершенно невнимательного человека, называющего себя кинокритиком. Доводы против фильма не аргументированы, картина рассматривается лишь с утилитарной точки зрения, пригодится "на всякий случай". Это снова же необъективно. С нашей позиции, думается, будет совершенно справедливо называть это не рецензией, а скорее сводом положений сугубо личного мнения, основанного на персональных впечатлениях автора.
С этим фильм оперирует максимально эффективно, закладывая эту мысль в сюжет и подавляя ее зрелищностью. Многие в свободном обществе, а скорее даже все, с трудом разглядят сокрытое в нем послание. И в то же время существуют народы и религии, которые воспримут этот фильм опасным. Вы сами знаете, на какой вы стороне.
Действие происходит в XXI веке – уже в наше время! – после третьей мировой войны. Утверждается, что причиной войны были очень глубокие и сильные чувства человечества. Из-за них люди распереживались и начали бомбить друг друга. Чтобы обеспечить мир на планете и выживание человеческой расы, каждому были назначены индивидуальные дозы Прозиума – лекарства, подавляющего эмоции и отключающего нашу чувственную натуру (Справочно: Рабочее название фильма было "Либриум"). В фильме сотрудники спецслужбы, именуемые клериками, могут убивать подозреваемых в Эмоциональном Преступлении. Ирония в том, что этим путем они идут к той же самой войне, которую стремятся искоренить.
В "Эквилибриуме" роль клерика Джона Престона играет Кристиан Бейл, его напарника Патриджа – Шон Бин, оба они – клерики высшего класса. Лучше Бейла никто не может смотреть так бесстрастно в лицо несомненной провокации, и в фильме он доказывает это после тоого, как его жену сожгли за Эмоциональное Преступление. "Что вы чувствовали?" – спрашивают у него. "Я ничего не чувствовал", отвечает он, и мы ему верим, хотя, возможно, это доказывает, что в таком случае его жена просто обязана была быть чувствительным преступником.
Престон – оперативник высшего уровня, но он что-то скрывает. Мы видим в его кармане книгу, которая оказывается сборником стихов У.Б. Йетса, известного чувствительного преступника. Он говорит, что сохранил ее для того, чтобы лучше понять врага (исторически, по той же причине цензорам необходимо было изучать порнографию). В силу своих служебных обязанностей он общается с Мери О’Брайен (Эмили Уотсон), и чувствует – но неважно, что именно он чувствует, поскольку чувства вообще запрещены. Зная это, но помня Мери, он намеренно прекращает принимать Прозиум: будучи клериком, он любит, но ох и ах...
Если сюжет "Эквилибриума" состоит из "1984", "Дивного нового мира" и прочих антиутопических романов, то боевые сцены с боевыми искусствами позаимствованы из последних достижений в области спецэффектов. Патронов в фильме было использовано больше, чем в каком-либо другом, сравнить можно разве что, пожалуй, с "Перевозчиком". От Ника Нунзиата, который с CHUD.com, я узнал, что форма боев, использованных в фильме, называется "Ката Стрелка" – боевое искусство, основанное полностью на применении оружия. Я поверил ему, потому что думал, что это он сам мог изобрести этот термин. Там бойцы в воздухе описывают обычные дуги и выполняют невозможные акробатические приемы, в большей степени используя при этом оружие вместо кулаков и ног. Все это кажется надуманным надувательством, поскольку требует огромного количества лишних движений (намного легче просто застрелить кого-нибудь без подобных отступлений), но раз уж результат настолько красив и несомненен, видно, это стоило того.
В фильме есть начальная сцена, где Престон и Патридж идут к комнате, в которой засели преступники, и Престон приказывает вырубить свет. После чего он ступает в темноту. Насколько я понял, он находится в центре комнаты, в окружении вооруженных преступников. Начинается жестокая пальба, судорожно освещаемая вспышками выстрелов, и в конце концов убиты все, кроме Престона. В этой сцене нет ни единого намека на правдоподобность, что подтверждает мои подозрения, что герои боевиков защищены от пуль чарами неведомых колдунов.
В фильме много похожих боевых сцен, которые, по сути, чистой воды смесь кинетической энергии из света, шума и частого монтажа. Похоже, что создатели фильма – кучка жертв Синдрома Отсутствия Внимания, которым в эти дни идут неплохие кассовые сборы. Независимый обозреватель, вроде меня, относительно подобных сцен встанет на путь Эмоционального Преступления, хотя, все же, восторгаясь уровнем их технического исполнения.
В фильме Курта Виммера мне понравились незаметные вкрапления философии в промежутках между боевыми сценами. Если я правильно понял, режиссер утверждает, что ощущать страсть, желания, любить людей и желать их, познавать сладострастное удовольствие посредством музыки и искусства – это хорошо. Чуть ранее клерик Престон сжигает "Мону Лизу", картину, знакомую любому кинолюбителю, будьте уверены. Но в то же время он испытывает радость и любовь, потому что он герой, и то, что он делает – должно быть хорошо, даже если назначенный напарник клерик Брандт (Тэй Диггс) подозревает его и хочет вывести на чистую воду.
В "Эквилибриуме" члены Подполья пытаются сохранить наследия искусства и музыки (в фильме есть трогательная сцена, когда Престон слушает джаз), что напоминает нам "451 по Фаренгейту" Брэдбери и Трюффо, в котором библиофилы запоминали на память запрещенные книги. Давайте посмотрим на "Эквилибриум" благосклонно и примем то, что у нас не может быть системы тотального контроля чувств, хотя, конечно, это и возможно. Вот поэтому полезно иметь подобный фильм, в котором чувствительные преступники – хорошие люди.
06/XII – 2002
Язвительные комментарии Тетраграмматона:
Мистер Эберт определённо сам страдает лёгкой формой упомянутого им Синдрома Отсутствия Внимания. В этом несложно убедиться:
1. Цитата: Престон – оперативник высшего уровня, но он что-то скрывает. Мы видим в его кармане книгу, которая оказывается сборником стихов У.Б. Йетса, известного чувствительного преступника.
Во-первых - Йетс был в кармане у Патриджа, а не у Престона. У Престона в кармане была "Матушка Гусыня". Во-вторых - остаётся вопросом, считали ли в Либрии преступниками давно умерших литераторов. Если это юмор - простите, не очень понятно. Возможно, слишком высоко содержание прозиума в нашей крови.
2. Цитата: в фильме есть трогательная сцена, когда Престон слушает джаз...
Если Девятая Симфония Бетховена - это джаз, то я китайский император (Father). И даже больше: во всех сценариях "Эквилибриума" и во всех его транскриптах указан Людвиг Ван Бетховен. Так что говорить об особой, "американской" локализации фильма не имеет смысла.
3. Цитата: Давайте посмотрим на "Эквилибриум" благосклонно и примем то, что у нас не может быть системы тотального контроля чувств, хотя, конечно, это и возможно.
4. Цитата: Многие в свободном обществе, а скорее даже все, с трудом разглядят сокрытое в нем послание.
Похоже, автор сам не до конца разглядел сокрытое в фильме послание. Возможно, это дело вкуса, но Курт Виммер открыто говорил в своих комментариях, что в фильме не раз были намёки на то, что сегодняшнее общество, выдающее напоказ своё стремление быть "свободным", в действительности не так уж и является таковым.
Вывод: объективно крайне слабая рецензия совершенно невнимательного человека, называющего себя кинокритиком. Доводы против фильма не аргументированы, картина рассматривается лишь с утилитарной точки зрения, пригодится "на всякий случай". Это снова же необъективно. С нашей позиции, думается, будет совершенно справедливо называть это не рецензией, а скорее сводом положений сугубо личного мнения, основанного на персональных впечатлениях автора.
Комментарий Отца:
Цитата: "Эквилибриум" был бы фильмом без всякого смысла, если бы таковой не был в него заложен.
На самом деле самого дела нет.
Не понял глубинного замысла автора. Очень напоминает слог незабвенного Дж. Буша-младшего.