Рецензия №8
Рецензия № 7
Автор: Navis
Фильм снят молодым американским режиссером Куртом Виммером, который раньше был известен в качестве сценариста (он написал сценарии к таким блокбастерам, как «Сфера», «Афера Томаса Крауна» 1999 года и «Рекрут»). «Эквилибриум» - его второй фильм, до этого он снял не очень удачный боевик «Война Норта». После же «Эквилибриума» Виммер стал пользоваться определенной популярностью, что позволило ему создать «Ультрафиолет» с Милой Йовович (в будущем обязательно напишем рецензию и на эту картину).
На мой взгляд, «Эквилибриум» очень хороший фильм. Он принадлежит к славной когорте научно-фантастических киберпанковских («Википедия» определяет термин «киберпанк» как «жанр научной фантастики, фокусирующийся на компьютерах, высоких технологиях и проблемах, возникающих в обществе в связи с губительным применением плодов технологического прогресса») боевиков, ярчайшим примером которых является «Матрица». Кроме того, эту ленту можно причислить и к классическим антиутопическим или дистопическим картинам («451 по Фаренгейту», «1984» 1954, 1956 и 1984 годов, «Чудный новый мир» 1980 и 1998 годов, «Бразилия»). Отличительной чертой «Эквилибриума» как раз и является гармоничное сочетание киберпанк-экшна с поднимающей серьезные моральные и социальные вопросы антиутопией. Я совершенно не согласен с теми рецензентами, которые называют «Эквилибриум» дешевым клоном «Матрицы». Лента братьев Вачовски – отлично «слепленный» типичный киберпанковский боевик, в котором нет и намека на дистопию. Конечно, картина Виммера похожа на «Матрицу», но только антуражем и боевыми сценами. В ней заложен совершенно иной смысл, фильм описывает борьбу человека с человеком и с самим собой. «Матрица», в свою очередь, посвящена борьбе человека за свою независимость от созданных им же роботов (в этом контексте ее нужно сравнивать скорее с «Терминатором», кстати, тоже великим фильмом).
В «Эквилибриуме» просто потрясающий экшн. Многочисленные боевые сцены поставлены виртуозно и со вкусом. Хореография поединков уникальна. По моему мнению, еще ни один фильм, включая ту же «Матрицу» и «Перевозчика», не смог превзойти «Эквилибриум» по красоте и изящности боев. Примечательно, что «киношный» стиль единоборства «Gun Kata» (т.е. техника борьбы с использованием огнестрельного оружия – своеобразное боевое искусство, где вместо рук и ног задействованы пистолеты), практикуемый героями в этом фильме, был изобретен самим режиссером на заднем дворе своего дома.
В картине Виммера заняты замечательные актеры – Кристиан Бэйл («Американский психопат», «Власть огня», «Машинист», «Бэтмен: Начало»), Шон Бин («Игры патриотов», «Темные силы», «Властелин колец»), Эмили Уотсон («Предложение», «Красный дракон») и другие. Особенно сложная задача стояла перед Бэйлом – он должен был наглядно продемонстрировать постепенное духовное преображение своего героя из бездушной машины для убийства в нормального человека со своими страданиями, переживаниями и сомнениями. К его чести следует сказать, что он отлично справился с поставленной задачей (чего стоит только одна сцена, когда персонаж Бэйла, бывший когда-то лишенным эмоций палачом, плачет под музыку Бетховена). Как впрочем и остальные актеры, все до единого показавшие высокий профессионализм.
Не могу не поделиться с вами еще одним соображением (возможно оно спорное, но я готов отстаивать свою точку зрения). В «Эквилибриуме», являющейся по своей сути антидиктаторской картиной, бросающей вызов любому проявлению тоталитаризма, явно прослеживается антирелигиозный (антикатолический) подтекст. Недаром главу тоталитарного государства называют «Отцом», а правительственных суперагентов, без зазрения совести уничтожающих инакомыслящих и сжигающих произведения литературы и искусства – «клериками» (т.е. церковниками). Само собой напрашивается сравнение со средневековой инквизицией, без разбора бросающей в святой огонь как просветительские книги, так и живых людей (кстати, повстанцев в «Эквилибриуме» после ареста тоже сжигали в специальных печах).
Действие фильма разворачивается в будущем, после Третьей мировой войны. В некой стране Либрии установлен тоталитарный режим – под видом борьбы с проявлениями агрессии и в целях обеспечения мира людям под страхом смерти запрещено выражать свои эмоции, которые считаются причиной преступлений и войн. Соответственно наложен запрет на любые произведения искусства, которые могут вызвать проявление эмоций, будь то литература, кино, музыка и живопись. Все граждане обязаны три раза в день делать себе инъекции препарата «проциум», подавляющего эмоции. Государством правит корпорация «ТетраГраматон», возглавляемая «Отцом» (согласитесь, что это очень напоминает «Большого брата» Дж. Оруэлла). В Либрии действует подполье, участники которого строят планы свержения ненавистного режима. Для борьбы с ним кроме военизированных сил правопорядка в «ТетраГраматоне» служит элитная группа «клериков» - бесчувственных убийц, владеющих смертельным боевым искусством «Gun Kata». Таким «киллером» является главный герой фильма Джон Престон (Кристиан Бэйл), в одиночку воспитывающий двух детей (тоже «зомбированных») после казни (сожжения) своей жены, уличенной в проявлении чувств. Во время очередного разгрома убежища повстанцев он замечает изменения в характере своего напарника Эррола Партриджа (Шон Бин). Тот раскрывается перед ним, показывая томик стихов ирландского поэта У.Б. Йейтса. Престон хладнокровно убивает его и забирает книгу себе. Потом он арестовывает одну из «иноверок» Мэри О’Брайен (Эмили Уотсон), которая пытается возродить в нем человечность. Сначала он сопротивляется, затем якобы случайно забывает сделать себе инъекцию «проциума». В дальнейшем он полностью отказывается от препарата и начинает в полной мере ощущать свои эмоции. Пытаясь (к сожалению, неудачно) спасти Мэри от сожжения, он чуть не выдает себя. Его новый напарник, чернокожий Брандт (Тэй Диггс), постоянно подозревает Престона, стремясь подставить его при каждом удобном случае. Престон решает выйти на лидеров оппозиции и начать борьбу с «ТетраГрамотоном». Впереди его ждет много неожиданностей…
Считая «Эквилибриум» отличной картиной, все же не могу удержаться, чтобы его не покритиковать. Самым слабым местом фильма, как ни парадоксально это звучит, является его главная идея. Человек – живое существо, которое не может быть полностью лишено эмоций. Даже зомби Джорджа Ромеро проявляют либо полное безразличие, либо агрессивность (особенно если они видят рядом с собой потенциальную жертву). А они мертвецы, хотя и живые, но все же мертвецы. Что же тогда говорить о людях? Здесь Виммер немного переборщил. Действия его якобы полностью лишенных эмоций героев все-таки как-то мотивируются. Тем же Брандтом движет зависть и ненависть к Престону, а это уже тоже проявление чувств. Полная потеря эмоций ведет к смерти, жизнь без них невозможна, а если и возможна, то только в качестве «растения» на больничной койке. Хотя все же можно предположить, что препарат подавляет эмоции не на 100%. Во всем остальном к фильму нельзя придраться.
Тем, кто еще не посмотрел эту великолепную ленту, советую это сделать немедленно – получите огромное удовольствие (я знаю людей, которые специально смотрели ее несколько раз подряд). «Эквилибриум» привлекает к себе как любителей непрерывного экшна с потрясающими кровавыми сценами борьбы и перестрелок, так и поклонников «умной» научной фантастики и антиутопических произведений.
Фильм снят молодым американским режиссером Куртом Виммером, который раньше был известен в качестве сценариста (он написал сценарии к таким блокбастерам, как «Сфера», «Афера Томаса Крауна» 1999 года и «Рекрут»). «Эквилибриум» - его второй фильм, до этого он снял не очень удачный боевик «Война Норта». После же «Эквилибриума» Виммер стал пользоваться определенной популярностью, что позволило ему создать «Ультрафиолет» с Милой Йовович (в будущем обязательно напишем рецензию и на эту картину).
На мой взгляд, «Эквилибриум» очень хороший фильм. Он принадлежит к славной когорте научно-фантастических киберпанковских («Википедия» определяет термин «киберпанк» как «жанр научной фантастики, фокусирующийся на компьютерах, высоких технологиях и проблемах, возникающих в обществе в связи с губительным применением плодов технологического прогресса») боевиков, ярчайшим примером которых является «Матрица». Кроме того, эту ленту можно причислить и к классическим антиутопическим или дистопическим картинам («451 по Фаренгейту», «1984» 1954, 1956 и 1984 годов, «Чудный новый мир» 1980 и 1998 годов, «Бразилия»). Отличительной чертой «Эквилибриума» как раз и является гармоничное сочетание киберпанк-экшна с поднимающей серьезные моральные и социальные вопросы антиутопией. Я совершенно не согласен с теми рецензентами, которые называют «Эквилибриум» дешевым клоном «Матрицы». Лента братьев Вачовски – отлично «слепленный» типичный киберпанковский боевик, в котором нет и намека на дистопию. Конечно, картина Виммера похожа на «Матрицу», но только антуражем и боевыми сценами. В ней заложен совершенно иной смысл, фильм описывает борьбу человека с человеком и с самим собой. «Матрица», в свою очередь, посвящена борьбе человека за свою независимость от созданных им же роботов (в этом контексте ее нужно сравнивать скорее с «Терминатором», кстати, тоже великим фильмом).
В «Эквилибриуме» просто потрясающий экшн. Многочисленные боевые сцены поставлены виртуозно и со вкусом. Хореография поединков уникальна. По моему мнению, еще ни один фильм, включая ту же «Матрицу» и «Перевозчика», не смог превзойти «Эквилибриум» по красоте и изящности боев. Примечательно, что «киношный» стиль единоборства «Gun Kata» (т.е. техника борьбы с использованием огнестрельного оружия – своеобразное боевое искусство, где вместо рук и ног задействованы пистолеты), практикуемый героями в этом фильме, был изобретен самим режиссером на заднем дворе своего дома.
В картине Виммера заняты замечательные актеры – Кристиан Бэйл («Американский психопат», «Власть огня», «Машинист», «Бэтмен: Начало»), Шон Бин («Игры патриотов», «Темные силы», «Властелин колец»), Эмили Уотсон («Предложение», «Красный дракон») и другие. Особенно сложная задача стояла перед Бэйлом – он должен был наглядно продемонстрировать постепенное духовное преображение своего героя из бездушной машины для убийства в нормального человека со своими страданиями, переживаниями и сомнениями. К его чести следует сказать, что он отлично справился с поставленной задачей (чего стоит только одна сцена, когда персонаж Бэйла, бывший когда-то лишенным эмоций палачом, плачет под музыку Бетховена). Как впрочем и остальные актеры, все до единого показавшие высокий профессионализм.
Не могу не поделиться с вами еще одним соображением (возможно оно спорное, но я готов отстаивать свою точку зрения). В «Эквилибриуме», являющейся по своей сути антидиктаторской картиной, бросающей вызов любому проявлению тоталитаризма, явно прослеживается антирелигиозный (антикатолический) подтекст. Недаром главу тоталитарного государства называют «Отцом», а правительственных суперагентов, без зазрения совести уничтожающих инакомыслящих и сжигающих произведения литературы и искусства – «клериками» (т.е. церковниками). Само собой напрашивается сравнение со средневековой инквизицией, без разбора бросающей в святой огонь как просветительские книги, так и живых людей (кстати, повстанцев в «Эквилибриуме» после ареста тоже сжигали в специальных печах).
Действие фильма разворачивается в будущем, после Третьей мировой войны. В некой стране Либрии установлен тоталитарный режим – под видом борьбы с проявлениями агрессии и в целях обеспечения мира людям под страхом смерти запрещено выражать свои эмоции, которые считаются причиной преступлений и войн. Соответственно наложен запрет на любые произведения искусства, которые могут вызвать проявление эмоций, будь то литература, кино, музыка и живопись. Все граждане обязаны три раза в день делать себе инъекции препарата «проциум», подавляющего эмоции. Государством правит корпорация «ТетраГраматон», возглавляемая «Отцом» (согласитесь, что это очень напоминает «Большого брата» Дж. Оруэлла). В Либрии действует подполье, участники которого строят планы свержения ненавистного режима. Для борьбы с ним кроме военизированных сил правопорядка в «ТетраГраматоне» служит элитная группа «клериков» - бесчувственных убийц, владеющих смертельным боевым искусством «Gun Kata». Таким «киллером» является главный герой фильма Джон Престон (Кристиан Бэйл), в одиночку воспитывающий двух детей (тоже «зомбированных») после казни (сожжения) своей жены, уличенной в проявлении чувств. Во время очередного разгрома убежища повстанцев он замечает изменения в характере своего напарника Эррола Партриджа (Шон Бин). Тот раскрывается перед ним, показывая томик стихов ирландского поэта У.Б. Йейтса. Престон хладнокровно убивает его и забирает книгу себе. Потом он арестовывает одну из «иноверок» Мэри О’Брайен (Эмили Уотсон), которая пытается возродить в нем человечность. Сначала он сопротивляется, затем якобы случайно забывает сделать себе инъекцию «проциума». В дальнейшем он полностью отказывается от препарата и начинает в полной мере ощущать свои эмоции. Пытаясь (к сожалению, неудачно) спасти Мэри от сожжения, он чуть не выдает себя. Его новый напарник, чернокожий Брандт (Тэй Диггс), постоянно подозревает Престона, стремясь подставить его при каждом удобном случае. Престон решает выйти на лидеров оппозиции и начать борьбу с «ТетраГрамотоном». Впереди его ждет много неожиданностей…
Считая «Эквилибриум» отличной картиной, все же не могу удержаться, чтобы его не покритиковать. Самым слабым местом фильма, как ни парадоксально это звучит, является его главная идея. Человек – живое существо, которое не может быть полностью лишено эмоций. Даже зомби Джорджа Ромеро проявляют либо полное безразличие, либо агрессивность (особенно если они видят рядом с собой потенциальную жертву). А они мертвецы, хотя и живые, но все же мертвецы. Что же тогда говорить о людях? Здесь Виммер немного переборщил. Действия его якобы полностью лишенных эмоций героев все-таки как-то мотивируются. Тем же Брандтом движет зависть и ненависть к Престону, а это уже тоже проявление чувств. Полная потеря эмоций ведет к смерти, жизнь без них невозможна, а если и возможна, то только в качестве «растения» на больничной койке. Хотя все же можно предположить, что препарат подавляет эмоции не на 100%. Во всем остальном к фильму нельзя придраться.
Тем, кто еще не посмотрел эту великолепную ленту, советую это сделать немедленно – получите огромное удовольствие (я знаю людей, которые специально смотрели ее несколько раз подряд). «Эквилибриум» привлекает к себе как любителей непрерывного экшна с потрясающими кровавыми сценами борьбы и перестрелок, так и поклонников «умной» научной фантастики и антиутопических произведений.