К вопросу о философии Эквилибриума
Автор: Grak
Либрианцы!
Начиная с далёкого 2002-го года мы с вами слышали множество мнений о
фильме "Эквилибриум" от разных людей, посмотревших его. Но одно из этих
мнений особенно сильно противоречило нашим представлениям об этой
великой картине кинематографа. И звучало оно так: "В Эквилибриуме
показаны одни лишь перестрелки, нет никакого глубокого подтекста" И как
же мы с вами можем возразить? Что можем сказать в ответ на столь
дерзкое высказывание?
В начале необходимо отметить, что данное утверждение неверно. На самом
деле, в фильме Эквилибриум подняты и затронуты различные философские,
политологические и иные вопросы, в том числе вопросы рационализма, а
также борьбы чувства и разума. Краткое определение рационализму:
Рационализм - (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный,
ratio — разум), философское направление, признающее разум основой
познания и поведения людей. Р. противостоит как фидеизму и
иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму).
Информация к размышлению:
www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/095/754.htm
http://fil.vslovar.org.ru/919.html
Возможно, невнимательный зритель попросту мог не обратить своё внимание на эти
проблемы, на фоне отлично поставленных боевых сцен. Отсюда и весьма
поверхностный взгляд. Для того, что бы избежать заблуждения по этому
поводу, давайте чуть больше углубимся в суть и смысл фильма: Как мы
знаем, в начале 21 века началась 3-я мировая война (с широким
использованием ядерного оружия и иных средств массового поражения людей). Выжившие знали, что победителей в четвёртой мировой войне уже никогда не будет - человечество навсегда исчезнет с лица земли. В данных условиях люди осознали, что не допустить подобное безумие есть главная цель общества, что необходимо создать такие условия, при которых человек навсегда откажется от желания выразить (проявить) свою
агрессию на других людях. Человечество, наконец, осознало необходимость
сплочения, кооперации на пути своего развития. Но что же будет
представлять собой данная система? Ответ нашёлся - Либрия. Итак,
человечество сделало большой шаг на пути своего развития. Во многом
этому способствовал Отец - Создатель Либрии. Он создал наиболее
гармоничную систему государственного устройства, отвечающую всем
требованиям нового общества. Развивается наука, строятся сооружения,
растёт новое поколение. Преобладает рациональный подход к вещам.
Человеческие эмоции взяты под контроль, за счёт внедрения в
человеческие массы нового препарата - Прозиума. Концепция "
бесчувственной жизни " является главенствующей на всей территории
Либрии. Блокирование эмоций вызывает отсутствие потребности в вещах,
вызывающих в человеке определённые чувства.
Целью Либрианского общества не является бездумное и необоснованное разрушение культурных ценностей
(т.к. оно неразрывно связано с проявлением низменных эмоций -
ненависть, злоба и т.д.) Цель совершенно противоположная -
преследование агрессии, злобы, ненависти и т.д. Восстановление
социального равновесия, полной эмоциональной стабильности. Недопущение
войны. Необходимость в этих явлениях (исскустве, культуре) отпадает,
уступая место науке и техническому прогрессу. По прошествии 3-ей
мировой войны человечеству ещё предстоит вновь "встать на ноги", а
разрушение - это не самоцель. Произведения искусства подлежат
уничтожению только для того, чтобы помочь человеку в очередном этапе
его эволюционного развития. Уничтожая их, Либрианцы не испытывают
негативных эмоций, - они лишь помогают себе забыть о пережитках старого
общества, обречённого на гибель, тем самым, делая первый шаг к развитию
нового, Рационального общества, где нет места убийству, нет места
агрессии, нет места войне...
Всё вышеизложенное - есть одна из точек зрения, согласно которой Либрия
представляет собой вершину развития государственного устройства
общества. Её придерживаются многие люди, в том числе и я. И это вполне
логично - утратив способность к эмоциональным переживаниям, люди
утратили, соответственно, и потребность в выражении последних, а отсюда
вытекает отсутствие в государстве преступности и других негативных (в
социальном плане) явлений. Это и есть одна из главных особенностей
либрианской идеологии, и большинство людей акцентировало своё внимание
именно на этом аспекте фильма.
Но есть и другая
точка зрения, согласно которой всё показанное в фильме говорит о том,
что человечество просто не может обойтись без чувств и эмоций. Сам
режиссёр Эквилибриума (Курт Уиммер) в своих комментариях неоднократно
указывал на то, что снял этот фильм для того, чтобы показать важность
роли эмоций в человеческой жизни. Что "безэмоциональное общество" не
прочно и не долговечно в своём существовании. Сторонники данных позиций
уверены в том, что подобное общество никогда не смогло бы
сформироваться и нормально функционировать. Что такое государство -
лишь утопия, где общество сделало выбор в пользу "блага относительного"
(отсутствие войны и убийств) и полностью исключило "благо абсолютное"
(способность чувствовать, переживать). И данная точка зрения тоже имеет
право на существование, тем более что сам автор и режиссёр изначально
задумывал разработать картину именно с таким смыслом.
В любом случае, мы можем сделать выводы о том, что данный фильм достаточно неоднозначен,
ведь каждый человек по-своему понял его и сформировал собственное
представление о нем. И, что самое главное, Эквилибриум никак не
является чем-то совершенно бессмысленным и не несущим никакой смысловой
нагрузки, ведь в фильме поднят целый ряд социальных и философских
проблем, изучавшихся мыслителями различных эпох и народов на протяжении
всего существования человечества.