Заимствования и влияния в "Эквилибриуме"
Автор: Шон Новинджер (Sean Novinger)
Перевод: >>>Manticore<<<
Интересный факт о заимствованиях и влияниях в "Эквилибриуме" - они представлены не так, как в большинстве фильмов. Некоторые из таких влияний только на несколько лет старше, чем сам фильм. Если кино сейчас навеяно чем-то, то эта идея чаще всего берётся из прошлого (например, "Небесный Капитан" и "Мир Будущего", "Город Грехов" и "Дик Трейси". Эти фильмы, хотя и основаны на настоящем или будущем, имеют атмосферу 1940-ых/50-ых).
Чтобы поддерживать некоторую структуру статьи, я разобью свои рассуждения на разделы.
"Матрица" – новаторский графический стиль Эквилибриума может быть сравнен в большой степени с Матрицей. Некоторые кадры почти идентичны. Кроме того, единоборства напоминают о Матрице и некоторых других боевиках. По музыкальному сопровождению Эквилибриум тоже похож на Матрицу. Не очень сильно, но есть.
"Судья Дредд" - пост-апокалиптические загрязненные земли, прогнившее правительство, борцы с мятежниками, лучший боец, перешедший к борьбе за народ… И Эквилибриум, и Судья Дредд – для обоих фильмов характеры эти сюжетные детали, и оба используют их хорошо. Однако EQ придерживается более серьезного пути, тогда как Судья Дредд переполнен Сталлоне, без которого никак, и юмором Шнейдера.
"Бегущий по лезвию" - ключевые идеи, которые Эквилибриум заимствует от «Бегущего по лезвию», - темное будущее, детективная история. Хотя «Бегущий по лезвию» связан с роботами, а Эквилибриум с государственным переворотом.
"Вспомнить всё"
- "Кроме того, одна идея, возможно, не принесёт вреда, если я
заимствовал её от одного другого фильма... «Вспомнить всё» - один из
моих любимых фильмов. Путь Престона идентичен - воистину убедившийся, который используется, чтобы проникнуть в Подполье...”
Курт Виммер заявил вышеупомянутое в интервью для CHUD message boards (1). Хотя сравнение фильмов смутное, основная идея видна в обоих фильмах.
"Солдат" - выращенные, чтобы уничтожать, обучаемые ничего не чувствовать, солдаты могут стать прекрасными машинами уничтожения; армией одного человека. Идея Клериков в Эквилибриуме могла быть взята почти непосредственно отсюда. Обучаясь различным едтноборствам и изучая методы борьбы прежних врагов, Клерики являются фактически неуязвимыми.
Единственная книга, которую я хотел бы упомянуть – «1984» Джорджа
Оруэлла. Потрясающая в то время, когда была написана, и даже сегодня,
«1984» связана с идеей тоталитарной правительственной системы, которая
реально управляет всем. Поддержание чёткой изоляции между классами и в
пределах классов, непосредственный и скрытый контроль над населением,
стирание глав истории с целью изобразить окружающее настоящее
идеальным, даже ограничивая развлечения. Однако, те, кто управляет
этим, могут баловаться вещами, которые они ограничивают: алкоголь,
книги, фильмы, развлечения в целом. В 1984 единственная личность
отображена как любящий брат, следящий за публикой, удостоверяющийся,
что они придерживаются линии, удостоверяющийся, что они безопасны:
Большой брат.
Эквилибриум использует идеи
«1984», используя Третью Мировую войну как объяснение всех перемен.
Правительство, которое является столь непреклонным к людям, полностью
отказавшимся от Прозиума. ДюПонт - собственно, правая рука Отца, у
которого в кабинете картины. Не очень по-либриански, не так ли?
Отец, также, кажется, подобен Большому брату, пусть неумышленно.
Однако, поскольку родные братья могут быть грубыми друг к другу, фигура
Отца – символ заботы. И наказания - только когда оно точно необходимо,
разумеется.
Религия. Все сводится к религии. Если "Отец" был случайным намёком на
Большого брата, то скрытый в нём полностью намеренный намёк - на Бога,
во всех Его формах (2).
Любящий всех, тем не менее, всецело мстительен к тем, кто нарушает
правила. Фигура для уважения и поклонения, и в то же время - для страха.
Тетраграмматон, его название и символ, также имеют ярковыраженный
религиозный подтекст. Название “Тетраграмматон” в конечном счете есть
ссылка на иудаистское учение, где каждый идёт через всё к Богу. Символ
составлен из четырех букв Т, формируя своего рода крест.
Кроме того - "Клерики" Либрии. Защитники воли Отца. Хранители мира. Будучи выше стандартной полиции, Клерики выявляют Эмоциональных преступников и обвиняют их. Термин "клерик" в нынешнем обществе относится, чаще всего, к священникам, или членам духовенства. Эти люди тоже преданные слуги "Отца", а не убийцы.
Идея EC-10 как классификатор предметов в Эквилибриуме (или “Entertaining content”) может быть близко привязана к таким вещам как RIAA (Ассоциация звукозаписывающих компаний Америки - прим. пер.), или MPAA (Ассоциация киноиндустрии Америки - прим. пер.) (3). Обе эти организации выставляют, тем или иным способом, ограничения на то, что публика слушает и видит. Необязательно в целях отгородить людей от правды или развлечений, но для того, чтобы подвергнуть цензуре определенные сообщения, которые можно считать слишком грубыми, кричащими или несоответствующие. В случае с RIAA музыка часто редактируется, чтобы удалить любую профанацию или содержание сексуального характера, чтобы позволить детям слушать и не приобретать при этом слишком много плохих привычек. В случае с MPAA, фильмы рассматриваются и корректируются так, чтобы сделать сцены насилия или секса менее прямолинейными, и им приписывается определённый оценочный рейтинг .
Эстетика многих из зданий в EQ, кажется, исходит непосредственно из полотен Хью Феррисса (4). Искусство Феррисса связано в значительной степени с жестко ограниченными зданиями, функциональными и мягкими, и тем не менее, привлекательными. Дизайн зданий и в искусстве Феррисса, и в Эквилибриуме является статическим, что легко заметить (5).

Наброски Либрии

История многих правительств также, кажется, повлияла на правительство
Виммеровской Либрии. Тоталитаризм напоминает о Нацистской Германии, или
коммунизме в России, Кубе, Китае, возможно, даже Корее. Скрытные
баловства правительственных членов также просто неограниченны, что мы
видим в кинофильмах. Продажные чиновники, члены парламента, платящие за
секс, наркотики, или даже всё вместе. Всё это - реальные мировые
эквиваленты картин в офисе ДюПонта, его цитирования Йетса, декоративных
самурайских мечей на его столе, ясного и открытого вида на город через
его окно.
Помимо этого, крест
Тетраграмматона, и флаги, развевающиеся позади голографического
изображения Отца, подобны Свастике и Нацистским флагам, используемым во
Второй мировой войне. Возможно, это неумышленно, но идея близка.
Как указывал Виммер, подразделение "Grammaton Cleric" основано на интересном древнем сообществе воинов (6).
На это указывает, во-первых, японский стиль при битве на мечах, да и в
целом стиль борьбы. Непоколебимая преданность лидеру намекает на
древние самурайские законы, по которым воины убивали себя по одному
слову командира.
Кроме того, ГанКата - любопытный стиль борьбы, который берёт начало от очень многих других единоборств (7). Комбинирование огнестрельного и холодного оружия - интересная находка, которуа, увы, сразу не особо заметна.
В целом, город-государство Либрия очень вдохновлена Нацистской
Германией. Красные флаги со знаками “T” Тетраграмматона развеваются
всюду; здания построены в строгом стиле; вооруженные охранники
патрулируют улицы, не спуская наблюдательных глаз с возможных
преступников. Хотя многим фильм обязан тому, что значительная часть
съёмок проходила в Германии, множество подобных элементов были
добавлены в фильм для эффекта. Несмотря на некоторые промахи,
Эквилибриум предлагает серьёзно задуматься о реальных перспективах
полностью контролируемых правительством систем.
Несмотря на обилие вышеупомянутых заимствований и влияний, Эквилибриум
смог стать индивидуальным фильмом. Комбинация различных идей создает
новую идею, которая становится полностью индивидуальной.
Так почему бы, помня всё это, нам больше не искать влияния и
заимствования? Их число почти бесконечно, и забавны были попытки
отыскать их все. Посмотрите кино с друзьями, хорошо ориентирующимися в
мире кино и литературы, и вы приятно проведёте вечер.