Вождь Либрии, "Эквилибриум".
Однообразные улицы. Небоскрёбы, пронзающие вечно сумеречное небо. Империя металла и бетона.
Серые костюмы. Серые стены. Серые лица.
Поблёскивающие отражёнными лучами тусклого солнца чёрные фигуры с оружием.
Много фигур с оружием.
Величие новой эры.
Мощь Системы чувствуется везде. Она царит надо всем бесконечным городом, она словно нанизана на острые шпили небоскрёбов и кровоточит дождями. Она смотрит с каждого дирижабля, с каждого дома. С лица каждого человека.
Абсолютно надёжный мир. Непоколебимый. Мир, которым хочется восхищаться, ибо в нём чувствуется вечность. Кажется, что если он стал таким, то он будет таким всегда, и не случится ни одной мерзости, способной представлять ему угрозу. Любая угроза будет устранена быстро и с умопомрачительной точностью.
В этом мире нет излишеств - они уничтожены вместе с отпавшей необходимостью в эмоциях. Но у этого мира свой стиль, своя эстетика - странная смесь христианского клерикализма и дзэн-буддистского минимализма. Форма клериков - одеяния священников. А в чертах архитектуры прослеживается уникальный синтез минимализма и имперского величия, доведённый до апофеоза.
Как говорил Роден, чтобы получить из глыбы статую, надо просто отсечь всё лишнее. Неизвестный скульптор, взявшийся за это общество, поступил с ним точно также. Правда, как у любого творца, у него были весьма специфические представления об излишествах. Но порождённая им статуя в итоге вышла по-своему прекрасной, простой и при этом очень прочной и устойчивой.
Да, как ни странно, этот мир нравится охочему до эстетики зрителю. И порой даже те, кто воодушевлённо ораторствуют о свободе, равенстве и братстве, сознательно или подсознательно любуются этим миром. И в голове, прячась от всюду настигающего назойливого шума рекламы, пошлых шуточек и грязных ругательств порой возникает крамольная с точки зрения морали современного общества потребления мысль:
До чего же много вокруг аморальных, низко павших в своём духовном развитии людей! Почему они слушают только голос своих инстинктов, погружаясь в пошлость и невежество? Почему отсекают ими свой разум, не давая ему проявить себя в полной мере? Почему они так ограничивают свой жизненный путь? Зачем они верят в свободу выбора, когда им подсовывают иллюзию выбора и насильно скармливают, играя на их чувствах и намеренно отсекая им голос разума? В эту чёртову эпоху человеку можно подсунуть любую дрянь, от разрекламированной безделушки до кандалов на руки и ноги, сыграв на его чувствах и внушив ему, что он сам этого хочет... Зачем вообще так жить?
Зачем они противопоставляют свои эмоции разуму? Разве это не коллективное умопомешательство? Да закинуть бы их всех в этот мир железного спокойствия, чтобы они пришли в сознание!
Несколько недовольствующих подвергнутся Процедуре. А остальные, немного подёргавшись в панике, поймут, что нельзя жить так, как они жили всю жизнь. Что давно пора избавиться от душевной грязи и начать работать головой. Те, кто выживут, превратятся из животных в людей.
Да, ход мыслей заманчивый, не правда ли?
Возможно, кто-то не поймёт таких суждений. Что ж, для объяснения их обоснованности могу предложить получше изучить технологии рекламы и маркетинга и технологии современной политической пропаганды. После длительного анализа становится очевидно, что большая часть этих методов направлена на чувства человека, его подсознательные, инстинктивные стремления, заставляя их всплыть со дна и закрыть своей толстой пеленой голос разума. В таком мире хорошенько разобравшемуся в истинной сути подобных вещей человеку воистину будет соблазнительно хоть на секунду представить, что устройство общества может быть основано только на холодном разуме и лишено малейшего намёка на эмоции.
Сколько проблем прекратили своё существование в обществе Либрии! Исчезла безработица. Преступность. Войны. Зависть. Многие психические заболевания. Стрессы. Неустойчивость экономики. Расизм. Религиозная нетерпимость. Проблемы выбора. Далее стоит продолжать?
Общество получило целостность. Ту целостность, которого оно не имеет в нашу эпоху, эпоху эгоизма и индивидуализма. В либрианском обществе каждый может ощутить себя частью целого, почувствовать дыхание и сердцебиение гигантского организма, в который сливается это общество.
Да, в какой-то мере Либрия является апофеозом централизованного и систематизированного устройства общества. И апофеозом превосходства разума над эмоциями.
Но любой апофеоз какой-то отдельной черты - это крайность. А любая крайность - это зло.
Ибо всё в мире основано на различных типах равновесия, и равновесие это по большей части очень зыбкое. И любое нарушение равновесия не может быть однозначно полезным, даже если оно делалось во благо. Ибо, как сказал Воланд, "что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?".
И тут уже уместно вспомнить тот смысл фильма, который изначально закладывался Куртом Виммером.
Мэри О`Брайан, "Эквилибриум"
Доказательства - очевидны. Во что превращается жизнь человека без чувств? Вообще без чувств?
Правильно. В жизнь машины.
Многие критики любят сравнивать "Эквилибриум" с "Матрицей". Причём большая их часть делает это, руководствуясь, опять-таки, только эмоциями - дескать, "Там же те же драки и те же крутые парни в чёрном - значит, это пародия на Матрицу!".
О логичности таких суждений комментариев оставлять не буду - оставлю лишь ссылку на статью, которая окажет вытрезвляющий эффект на подобных киноценителей.
Но стоит заметить, что среди подобных киноценителей есть и ещё одна категория. Её представители заявляют примерно следующее: "Если в "Матрице" люди боролись против бесчувственных машин, то в "Эквилибриуме" такими машинами стали сами люди".
И в чём-то они правы.
Что есть жизнь либрианца? Воплощение однообразности. Любое отклонение от этой однообразности считается эмоциональным преступлением, угрожающим целостности общества. Им же считается и любая попытка думать в другом направлении, отличном от общего. А так как общее направление заключается в следовании линии Консулата, который обязан думать за всех, выходит, что думать запрещено вообще.
Люди теряют индивидуальность, сливаясь с внешней средой. Каждый перестаёт быть собой. Личность перестаёт существовать. Согласно той же идеологии ДюПонтовской Либрии, остаётся лишь один самодостаточный организм - общество, единственной целью которого является поддержание собственного существования. То есть, по сути, гигантское примитивное животное или растение.
В действительности же, если отойти от буквы либрианского закона и взглянуть правде в глаза - что мы видим? Мы видим Вице-Консула ДюПонта, обитающего в роскошном кабинете. Кабинет этот оформлен в стиле дворянских особняков девятнадцатого века. Согласно либрианским законам Вице-Консул должен быть расстрелян за каждую хрустальную подвеску на своей люстре. А по-голливудски улыбающийся Брандт по логике вещей должен быть лишён своих эмоциональных проявлений. Конкретно - своей белоснежной улыбки.
Впрочем, это с ним и произошло. Но речь не о том.
Вывод очевиден - правительство ДюПонта пишет законы не для себя, а для тех, кем оно, собственно, управляет. Лишить общество возможности думать и сделать его гигантской фабрикой по поставке полезных ресурсов для элиты - разве не удобно? Какие возможности это открывает перед взобравшимся на верхушку власти Вице-Консулом!
Плюс - нацепив маску, можно вообразить себя Богом. А точнее - Богом-Отцом. И с полным правом считать себя таковым ввиду неограниченных возможностий на вверенной территории.
Соблазн омерзительный, но заманчивый. А главное - он полностью удовлетворяет все животные инстинкты, что таятся в каждом человеке. В том числе - во власть имущем человеке.
И ведь стоит задуматься - не это ли мы наблюдаем в современном нам обществе? Испокон веков многие представители власти нарушали законы, которые сами же и издавали, и никто не мог их остановить. На любое "Доктор, излечися сам" следовал аккуратный укольчик, и на доктора больше не ругались.
Сейчас в коммерческих целях довольно часто запускают в оборот бессодержательные, безыскусные и однообразные книги, фильмы и песни. И с помощью определённых технологий воздействия на массовое сознание "доказывают" массам их содержательность, глубокомысленность и неповторимую утончённость. И что же? Наше великое общество принимает это единообразие и воодушевлённо ему следует.
А если общество не читает содержательных и осмысленных книг, ибо это "не модно", оно не будет думать. Выгодно ли это элите? Ответ уже дан.
В Либрии красивые речи, отдающие логичностью, оттеняли превращение общества в растение, в фабрику. В нашем мире не менее красивые речи оттеняют всё те же самые превращения. И Курт Виммер не раз открыто заявлял, что в своём произведении он затрагивает открытые проблемы, которые возникают в нашем обществе уже сейчас.
Под вкрадчивый голос рекламы, средств массовой информации и политиков разум многих засыпает. А что порождает сон разума - надеюсь, объяснять не стоит.
Чувства начинают отмирать, заменяясь их синтетической версией - иллюзией чувств. Навязанными чувствами. Истинных чувств становится всё меньше. Чтобы заметить это, стоит лишь открыть глаза и оглянуться.
И в такие секунды порой действительно хочется, чтобы явился Престон. И привёл всех в чувство.
Какие же выводы можно сделать из таких, казалось бы, разных суждений?
А итог у них один.
Любая крайность суть зло. В первую очередь это относится к крайностям,
к которым прибегают кинокритики, записывая столь неоднозначные фильмы,
как "Эквилибриум", в какие-то чёткие категории и ставя на них жанровые
штампы.
Виммеровская Либрия - это не утопия. И не антиутопия.
Она является и утопией и антиутопией одновременно. Парадоксально - но факт.
В ней отражены самые отрицательные черты, которые приобрело современное
общество, которые общество приобретало в прошлые эпохт и которые
рискует приобрести в будущем.
И при этом в ней есть самые лучшие черты и идеалы, которые может
воплотить в себе общество в случае оптимальных вариантов развития.
Вспомните острые сталагмиты небоскрёбов, на которых держится радуга.
Вспомните дирижабли, плывущие сквозь дождь. Выдержанные
чёрно-бело-красные тона. Эстетика, радующая глаз зрителя, утомлённого
безвкусными цветовыми сочетаниями настоящего.
Единство. Надёжность. Уверенность.
В чём смысл этого фильма?
Ответ - в его названии.
Equilibrium.
Равновесие.